Поход по горам Кавказа в июле 2024 года. Отчёт Евгении Старунской

Рассказ Евгении Старунской, участницы похода по горам Кавказа по маршруту Теберда - Домбай с Белыми Псами в России в июле 2024-ого года. Евгения делала заметки по ходу маршрута, а теперь и вы, с их помощью, може прочувствовать атмосферу Кавказких гор.

День 1

Пятигорск-Архыз, говноед в Черкесске, хычины, первый костер и купание в реке от Лизы

Мы встретились в Пятигорске, в хостеле Friends. Нас было 10: Женя, Дима, Лиза, Настя, Таня, Юра, Алена, Женя, Маша, Леня.

Женя проверил у части группы рюкзаки, все загрузили вещи, еду и самих себя автобус и выехали в Архыз. На улице было +36°, в автобусе +600°, на нас были шорты и большое желание доехать до прохладного Архыза. Мы остановились на заправке в Черкесске.

— А чо нормально нельзя одеваться?! — послышалось то ли из какого-то глубокого детства, то ли из какого-то глубоко-религиозного рта, на самом деле от мужика позади нас.

— А что не так? — спросил кто-то из нас.

— Ну что это такое? Шорты короткие, все ноги видно, чо нельзя нормально что ли одеться! — он настаивал.

— Да мы же не голые, вполне нормально одеты, мы туристы — ответил Женя, хоть это и было бесполезно,

— Там вон тоже ваши? Вообще в коротких шортах! Не, вы не подумайте, мы очень гостеприимные — «но уедьте, переоденьтесь и заедьте нормально» оставалось добавить.

Откуда мужчина в растянутом белом поло, черных штанах и сланцах знал о моде больше, чем мы того желали, оставалось только гадать. Говноед — подумали мы.

Мы в мусульманской стране — написала нам в чате Лиза.

В чате над ситуацией посмеялись, но когда успели из светской России попасть в Россию мусульманскую так и не поняли. Поехали дальше.

Прибыли в Архыз, встретили ребят: Лену, Артема и Олега — собралась вся группа и отправилась в «Горный воздух» есть хычины. После пришли, на территории поставили палатки и собрались идти к реке на первый костер-знакомство.

Пока Женя разводил костер, кто-то гулял, Лиза отчаянно, но уверенно купалась в ледяной реке. Когда все собрались вокруг костра, прошло около 20 минут, когда она наконец прекратила доказывать каждому, как сильно и ему тоже нужно искупаться — всем оказалось не нужно. По очереди каждый рассказал немного о себе и той жизни, которую ведет за пределами предстоящего похода. Что было дальше я не знаю, т.к. ушла спать, а дальше-дальше наступило утро.

День 2

Выход и ночевка у озера Любви

Маршрут: посёлок Архыз → перевал Архызское седло (н/к, 2210 м) → оз. Любви → оз. Белау-Кёль

Расстояние: 10 км

Утром завтракали шакшукой, делали йогу, распределяли еду по пакетам, паковали рюкзаки и готовились морально (я точно) к выходу.

Сделали фото и отправились в путь. Нас ждал первый подъем, но сначала нужно было пройти в сам заповедник (Жень, или куда мы там ждали проход). Пока стояли, Юра предложил игру: парни могут предложить девушкам помочь надеть их пальто (рюкзак), а девушки могут предложение принять. Играли так до самого последнего дня, за что лично я и моя спина сильно благодарны.

Сначала шли по лесу и понемногу набирали высоту, потом был привал, после которого уже начали подниматься по-настоящему. Красиво было примерно сразу. Шли много, видели медвежий след, а на привале встретили группу из турклуба в касках, которые спросили спортивный ли у нас маршрут (маршрут у нас оказался на выживание, но об этом позже). Пока Жека готовил обед, Лиза успела пообещать, что больше ни-ко-гда в жизни не пойдет в высокогорный поход и записала об этом видео. Пообедали, вышли, дошли до фото-привала, потом еще шли и шли, останавливались у озера Любви, переходили свою первую речку в кроксах, а на месте стоянки встретили лошадей. Поужинали, понаблюдали за звездами и грозой вдали и разошлись спать.

День 3

Гроза, самогон и первый перевал

Маршрут: оз. Белау-Кёль → оз. Рыбное → пер. Озёрный Архызский (н/к, 2620 м) → долина р. Маруха

Расстояние: 16 км

Завтракаем кашей, собираемся и выдвигаемся на встречу первого перевала.

Интересный факт: в горах очень много скота на самовыгуле — как следствие много говна.

Попали в грозу. Натянули тент (как же прав был Женя, когда взял его), скинули под него все рюкзаки и залезли сами. Быстро поняли, что быстро мы от грозы не отделаемся, поэтому приступили к обеду: мокрый хлеб, огурец и тунец из банки.

«Самогона не хватает» — подумал Юра.

«И настолки!» — подумала Лена.

И вот мы уже сидим под тентом, под самогоном и под «Неудержимыми единорожками». Часа два сидели, потом гроза ушла, дождь стих, а мы взяли курс на перевал. По дороге были лошади и надежда на то, что на спуске будет легче. Сделали фото, забрали записку предыдущей группы, оставили свою и начали спускаться.

Рассказала бы, что интересного было на спуске, но у меня из интересного было только стремление дойти. Группа, кажется, ходила в радиалку не то на озеро, не то на водопад, я же в этот момент просто пыталась дойти до привала. На привале была музыка: Олег играл на гитаре, Юра — на окарине. Хорошо было. Пришла группа, поход продолжился. Где-то по дороге Алена нашла подкову и пронесла ее до самого последнего дня. На подходе к лагерю Олег нашел рог.

На спуске видели коров, а на Женю напали собаки (2 пупсечных щеночка). Вокруг были красивущие сосны, внизу ждала река и место для лагеря.

Я сильно отстала от группы, остаток пути мой рюкзак тащил Юра, лагерь был на берегу реки, а на ужин Жека приготовил борщ.

Группа устала, на следующий день нас ждали 1.000 вверх и 1.000 вниз, но не дождались.

День 4

Дневка на реке, песни под гитару, водопад и айран

Проснулись от того, что под ухом орали граждане говядины, а кому-то коровы облизывали палатки. Пили чай, и Женя объявил дневку (храни его бох).

Я спала весь день. Конец.

Ладно, у группы был хороший день: водопад, импровизация под гитару, внедрение Юры в стадо коров (и непонимание этого процесса со стороны быка), прорыв Олега, Таня, которая подавилась чаем, пастух с сыром и айраном.

День 5

Кони, 1.000 верх и 1.000 вниз

Маршрут: долина р. Маруха → пер. Кызылауш (н/к 2871 м) → долина р. Аксаут

Расстояние: 12 км

Уж не знаю, подкова ли нам помогла, но утром к нам подъехал на мотоцикле пастух и предложил закинуть рюкзаки на перевал на своих конях за 7.000 ₽. Было ощущение, что Иисус раздвинул облака и поцеловал нас прямо в темечко. Мы позавтракали самой вкусной кашей от Жеки, стали собираться и ждать коней.

Пришел пастух, привел 4 коней и 3 собак (погладить удалось: одну собаку и одну лошадь). Потом он сказал, что с ним должен поехать кто-то один из нас, Лиза первая крикнула «Я» и через 10 минут уже сидела верхом. Один из коней не сразу оценил идею переть на себе 4 рюкзака в гору, из-за чего рюкзаки снова пришлось перевешивать. Так и начали подниматься. Снова вокруг была красота, коровы, кони, цветы, говно, сосны, ручей, березы, солнце, привал был, птицы, фото на фоне гор, озеро где-то в горе и песня Survivor — Eye Of The Tiger.

Потом случился перевал, встреча с Лизой и рюкзаками (которые своим запахом еще долго напоминали о том, что перли вверх из именно кони), обед из лепешек, сыра, колбасы и еще чего-то вкусного. Было хорошо и туманно.

Сделали фото, взяли записку прошлой группы и оставили свою, начали спускаться. Прямо над нами пролетел орел: большой, красивый, как с картинки. Пока шли видели огромное стадо овец и дом пастуха с собаками и коровами. По тропинке к очередному привалу было два артефакта: баранья нога и череп козла. Еще один небольшой привал, где была минута нытья всех.

В этом месте мне вновь нечего рассказать интересного — да, я опять отстала от группы. Пока шла видела на дереве ошейник не то для лошади, не то для медведя — поди разбери (стало жутко, разбираться не хотелось). Еще по дороге увидела в лесу ловушку: 4 березовые палки, по периметру между собой связаны прутиками, в центре навалена листва. Я еще была на горе, а ребята уже подходили внизу к реке — выдохнула, ведь до этого думала, что пошла по какой-то неверной дороге.

На берегу реки стали разбивать лагерь, и пошел дождь. И все промокли, и всё промокло, но было уютно.

Ели суп. «Секретный рецепт супа «Аксаут» передавался из поколения в поколение пастухами этой речной долины. Однажды в грозу мне улыбнулась удача, и я нашел приют в семье этих пастухов, которые накормили меня супом и даже рассказали рецепт. В конце трапезы они напомнили, что суп обязательно заберет одного человека себе, только так остальные участники смогут завершить сложный маршрут» — вот так его Жека и описал.

После ужина играли в «П» и в «Контакт» и разошлись.

День 6

Уезд Димы, 15 км по грунтовке, пограничники и ночевка у пастуха

Маршрут: долина р. Аксаут → долина р. Кти-Теберда. под перевал Кичи-Теберда Западный

Расстояние: 20 км

Утром было солнечно, все разложили вещи сушиться на берег. В это время Дима очень плохо себя чувствовал, все переживали, а как итог — он уехал от нас в больницу с отравлением (видимо, суп забрал одного, чтобы дошли остальные). Группу ждали 15 км по гравийке. И я бы могла рассказать, было ли группе идти легко по прямой, но под солнцем, или нет, но я вновь отстала (кто бы сомневался, да?).

Дошли до привала, Женя пошел на водопад… один. Видимо, тяжело было идти не только мне одной.

Пейзаж вокруг постепенно менялся. По дороге снова были коровы, кони, памятник ВОВ, мост через реку, стадо яков (боже, какие же они огромные) и табличка с информацией о том, что мы заходим в пограничную зону.

Я, по традиции, отстаю. Иду себе, меня догоняет машина с военными номерами. Спросили, одна ли я, откуда и куда идем, есть ли у всех паспорта и пропуски, и поехали дальше (вот примерно с этого момента стоило напрячься и морально готовиться к «легкому дискомфорту», но кто тогда об этом знал).

Прошла еще минуты две, увидела, что эта же машина едет обратно. Остановилась, чтобы их пропустить, но заметила, как пограничники развернулись, вышли из машины и стали меня ждать.

— Девушка, садитесь — сказал один.

— Вам меня жаль стало? — иду и не могу поверить своему счастью и их бескорыстности.

— Да мы думали, вы немного отстали, а группы вашей нету что-то — отвечает и снимает с меня рюкзак (к тому моменту рюкзак я уже воспринимала будто родовое проклятье, будто несу его всю жизнь и не по своей воле).

Ехали минут 7, догнали Машу, Леню и Юру, я вышла. Уже вместе дошли до ребят и места обеда.

Женя готовил пасту-песто, ничего не предвещало беды — подъехали погранцы. Собрали со всех паспорта и запросили пропуски, которых у нас не было. Далее началась какая-то непереводимая речь на погранцовском о том, что без пропусков нас не пустят на тот перевал, куда мы направлялись, а если пустят они, на той стороне загребут другие, и вообще они запустят ночью дроны и поставят по дороге на перевал наряд, который нас никуда не пустят, а еще они сами ничего не решают, это все начальство, а начальство — закон, но там рядом есть другой перевал, по которому можно идти.

Стоит ли говорить, что вот в этот момент уже точно нужно было начинать напрягаться, но мы не начинали (вернее начинали, но не изо всех сил). Мы продолжили путь. План был подняться и остаться на ночь, а там решить, куда идем (перевал был запланирован на следующий день).

Пошли. Скоро начался подъем, такой прям дурацкий, весь в камнях. Я, конечно, вновь отстала. Иду, а на пути у меня застрявший микроавтобус и машина погранцов. Стоят около водителя, смотрят на меня, улыбаются, говорят, что это не мое, что в горы мне ходить не надо (без них я ведь бы об этом и не догадывалась). Прохожу мимо, захожу за поворот, слышу, едут. Останавливаются позади меня, сигналят и показывают, чтобы я садилась. На этот раз меня собрались вести до конечной верхней точки. По пути остановились поговорить с Женей. Еще раз обсуждали, что на нужный перевал они нас не пустят, а если мы попытаемся пройти, у нас это не выйдет, и меня они сразу отвезут мимо того поворота, который вел на нужный нам перевал. Женя кивнул головой, меня доставили на поляну, чуть-чуть постояли со мной, дождались Женю. После чего погранцы уехали, Жека пошел встречать группу, а я осталась всех ждать в компании пастуха на коне и 4 собак (вновь погладить удалось одну собачку).

Пастух рассказал мне, что тут медведь, что он ворует барашков. Ждать группу я продолжила, но чуть более тревожно. Когда все пришли, было решено ночевать на территории пастуха. Прошли еще метров 300, поставили палатки, развели костер, пастух принес дров, сыр и 5 литров айрана.

Этим вечером мы впервые увидели на небе полумесяц.

Ели пюрешку, запивали ромом, айраном и самогоном, разошлись спать. Ночью слышали, как лаяли собаки, все думали — медведь еще только идет к нам, или уже пришел. Но он не пришел.

День 7

Поворот не туда, снежные трусы и 15 часов пешком

Маршрут: Кти-Теберда → перевал Кичи-Теберда Западный (1А* 3150 м.) → р. Алибек → альплагерь Алибек

Расстояние: 18 км

Встали в 5 утра. Вышли в 7:20. И началось.

Сначала было нормально, затем начался курумник (чтоб его…). Кажется, кому-то было легко и весело по нему идти, я не знаю, я что? Правильно, отстала! Был привал, я еле дошла.

— Так, ребят, через минутку выходим — сказал Жека.

— Женя только дошла — сказала Лиза.

— А, да?! — Жека удивился, а не поняла, чему.

Вышли через десять минут. Группа вышла, я-то выползла. У группы потом был обед, но я до него не дошла. Настя, Таня и Юра пили кофе и были в тот момент еще счастливы и беззаботны.

Жека забрал мой рюкзак и подозрительно быстро улетел с ним вверх, я продолжала ползти.

Было похоже на альпинизм, вверху ждал снег. Настя каким-то образом застряла на подходе к снегу, но Жека и Юра быстро пришли на помощь и вывели ее ко всем. Сели передохнуть. Тут еще смеемся. Увидели, что пройти осталось немного по снегу, еще меньше по камням, забраться на «снежные трусы» и все, перевал наш. Вышли.

Шли по снегу по следам Жени. Было даже легко, где-то на фоне начиналась гроза, но с нами не рядом.

Первую часть снега преодолели, встали отдышаться. Я с Олегом и Машей пошли за водой. Картина была, как в части про Принца-полукровку: зачерпываем кружкой совсем немного воды и переливаем ее в бутылки. В этот момент Жека пошел по снегу дальше, мы — за ним.

Вновь идем друг за другом, по следам друг друга, нормально идем. Снег заканчивается, начинаются камни.

Ну, камни и камни — подумали мы.
Готовьтесь идти нахуй — подумали камни.

А готовы мы не были.

Спойлер: перевал Кичи-Теберда Западный 1А* — от слова Ахуеть можно.

*цифра означает количество препятствий, где есть дискомфорт, буква — уровень сложности:

• 1А — 1 раз ахуеть
  • 2А — 2 раза ахуеть и т.д.
  • 1Б — 1 раз бля пиздец ваще
  • 2Б — 2 раза бля пиздец ваще и так до 6Б

Жека идет первый, предупреждает, что камни будут сыпаться, что нам нужно об этом предупреждать друг друга. Вроде все проходят. Камни сыпятся, а земля начинает ползти.

Уж не знаю, в какой момент Лиза послала пограничникам пожелание на затяжной понос, но, надеюсь, именно в этот (хотя сама она прошла спокойно, быстро и вообще в наушниках).

Таня ползла и снимала. Кто-то просто полз, Маша, Олег и Леня начали паниковать, Жека готовился скинуть веревку, Юра обогнал Машу, Олега и Леню и помог им забраться.

Дорогой дневник, мне не подобрать слов, чтобы описать боль и унижение, которое я испытал. Кажется, что тот, кто будет это читать, и не почувствует всего того «легкого дискомфорта», что мы испытали. Просто поверьте.

Я была последней. Да, до «снежный трусов» идти не пришлось, пришлось ползти. Было страшно только когда я увидела, как Юра повис на отвесном камне, немного так повисел и передумал по нему дальше лезть. Потом пришел Жека. В итоге все, мы все на перевале. Хотелось бы сказать «ура», но получалось только «пиздец».

Мы сделали фотки, глубоко вдохнули, полюбовались ледниками, посмотрели на тот перевал, по которому изначально должны были идти, и направились вниз.

О, этот низ.

Опять курумник, мокрый, идти страшно (ну, мне, про остальных сказать не могу). Ниже был снег, Олег скатился по снежной горе вниз (кажется, так не было задумано), после этот трюк повторила Лиза (это уже было по плану), Женя запустил так свой рюкзак и доехал до низа просто на ногах, будто на лыжах.

Небольшой привал и дальше.

А дальше снег и туман. Шли недолго, скоро был обед: в тумане, в холоде и снегу, но с прекрасными лепешками с колбасой и сыром.

И снова вниз. Видели озеро и горных козлов. Снег закончился, начались поля с цветами и ручей. Последний привал, где Женя сказал, что до темноты мы точно успеем дойти (нужен ли спойлер?)

Дальше было все: трава высокая, трава низках, комары, переход через ручей, курумник и лес (вот он казался бесконечным). Пока спускались по лесу наступили сумерки, которые сменились ночной темнотой. С фонарями, задором и огнем (нет) шли по лесу примерно полжизни (т.е. пару часов). Я, Леня и Маша дошли последними, нам помогал Жека, а перед гравийкой пришли Артем и Юра, чтобы помочь с рюкзаками.

Пришли!

Лиза торжественно и как-то очень быстро вынесла каждому коньяк — на душе началась оттепель. Немного посидев в каком-то кафе, загрузили себя и рюкзаки в кузов к пьяному водителю, который доставил нас в Домбай. Дошли до апартов, разошлись по комнатам и упали спать.

День 8

Дневка в Домбае и горячий чан

Был хороший спокойный день, все занимались чем-то своим, вечером сидели в горячем чане, а после — собрались в летнем домике на территории апартов. Обсуждали поход, делились всяким.

День 9

Домбай-Пятигорск и завершение похода

С утра на завтрак, к 10:30 на автобус. Перед выездом послушали «кавказский этно-кровосток» от Тани, Олега и Юры.

P.S. Это все невероятно и просто так словами до всего не достать. Спасибо всем за эту жизнь, сложившуюся в 9 дней.

Ближайшее путешествие

Поход по горам и озёрам Архыза