Как известно, гражданам РФ разрешено находится на территории Турции в течение 60 дней. Далее нужно либо оформлять визу, которая дает возможность оставаться еще 30 дней в стране, либо оформлять вид на жительство (ikamet). Про основные моменты его получения и пойдет речь в этой статье.
Как показывает практика, правила часто меняются и несколько отличаются в разных провинциях Турции. Мы оформляли ВНЖ в городе Фетхие, провинции Мугла в декабре 2021 года. Но даже друзья, которые подавали документы здесь в октябре/ноябре того же года рассказывали, что размер налога был другой или, что договор раньше надо было нотариально заверять, а сейчас нет. Но обо всем по порядку.
Важно, что вопросом оформления ВНЖ нужно озаботиться раньше истечение безвизового периода, иначе вас попросят выехать из страны, вернуться обратно и только потом подавать документы.
Итак, поэтапно что необходимо сделать, чтобы получить вид на жительство.
Шаг 1. Аренда жилья
Мы арендовали жилье на 6 мес, заключили договор - самый обычный, стандартный. С ним и с хозяином квартиры мы заехали к нотариусу, там поставили печать на контракт. Услуги нотариуса стоили 215 лир. Период действия договора не обязательно должен быть таким же, на какой получается икамет. Договор у нас оформлен на полгода, а вид на жительство получили на 2 года. Также вам еще понадобится копия ТАПУ. Это документ, подтверждающий владельца этого жилья. Может быть такая ситуация, что владелец один, а договор вы заключали с другим. Для такой ситуации нужен еще отдельный договор между этими лицами. Мы пользовались услугами вот этого нотариуса:
Нотариальная контора
Здесь нотариально заверяется договор аренды (около 200 лир) и осуществляется перевод и нотариальное заверение паспорта (около 250 лир), если нужно
- Номер телефона: +902526142304
- Адрес: Babataşı, Muammer Aksoy Blv., 48300 Fethiye/Muğla
- Координаты: 36.647546,29.124658
Шаг 2. Оформление медицинской страховки.
Она должна быть действующая в течение того периода, на который вы подаете заявку, то есть если ВНЖ на один год, то и страховка на 1 год, если на 2 - то на 2. Оформляется самая простая дешевая страховка (SIGORTA), как правило страховой агент поймет и посоветует, когда вы скажете, что страховка нужна для икамет. Нам на двоих страховка на 2 года обошлась в 600 лир. Обычно на 1 год на одного человека стоит 160-200 лир в зависимости от конторы, вашего возраста и еще каких-то параметров (на состояние декабря 2021-ого).
P.S. Стоимость страховки в 2022-ом году изменилась. Страховка стоит на одного человека на один год 600 TL. Цены в Турции растут на всё!
Страховая компания Nova
Страховая компания, которой пользовались мы - Nova Grup Sigorta Aracılık Hizmetleri Ltd. Şti.
- Номер телефона: +902526142505
- Адрес: Babataşı, Adnan Menderes Blv. no: 71 A, 48300 Fethiye/Muğla
- Координаты: 36.633484242592736, 29.13131669774943
Шаг 3. Биометрическое фото
Перед тем как заполнять анкету вам нужно сделать биометрическое фото. Его можно сделать здесь:
Фотоателье
В этом фотоателье можно сделать биометрическое фото, которое нужно для заполнения анкеты и получения ВНЖ
- Адрес: Cumhuriyet, 501. Sk. 21-17, 48303 Fethiye/Muğla
- Координаты: 36.622392, 29.113763
Шаг 4. Заполнение анкеты
Заполнить анкету необходимо на сайте https://e-ikamet.goc.gov.tr/. Там можно выбрать русский язык. Далее указаны подробные этапы заполнения анкеты.
4.1 Выбираем раздел “Первичное получение разрешения на проживание”
4.2 Соответственно оформляем новую заявку.
4.3 Обязательные поля выделены красным, остальные поля можно не заполнять.
4.4 На почту придет код подтверждения, его необходимо ввести для продолжения оформления заявки.
4.5 Выбираем раздел указанный ниже. Мы подавали заявку на ВНЖ сроком на 2 года, но все равно это “кратковременное разрешение на проживание”.
4.6 Далее заполняем сведения о человеке, опять же заполнять нужно только то, что выделено красным.
4.7 В раздел с фото нужно добавить биометрическую фотографию из фотостудии. Там как правило знают какие требования к снимку.
4.8 Сведения о паспорте. Обратите внимание, что выбрать нужно “Специальный паспорт”
4.9 Тут указываем, что оформляем заявку сами на себя.
4.10 Здесь мы ничего не указывали
4.11 Контактная информация - тут сведения об адресе, указанном в договоре
4.12 Про образование не обязательный раздел - мы оставили пустым.
4.13 Сведения о доходах указываются примерные и ничем не подкрепленные)
4.14 Сведения о страховке, выбираем как указано ниже.
4.15 Галочки нужно поставить напротив каждой красной строчки
4.16 Причина пребывания - туризм. И вот здесь можно указать желаемый период действия ВНЖ. Прочитал, понял, согласен и “Завершить”
4.17 Сейчас у нас дата и время выбралась автоматически, но в прошлом году была возможность выбрать удобное время самостоятельно. Не понятно от чего зависит)
Шаг 5. Рандеву
Теперь нужно явиться в указанную дату и время в Генеральное управление по иммиграционным вопросам. С собой нужно иметь следующий пакет документов:
- Распечатанная анкета
- 4 биометрические фотографии
- Договор аренды жилья и копия ТАПУ (документ подтверждающий владельца жилья)
- Медицинская страховка (Сигорта)
- Заграничный паспорт
Может так случится, что будет что-то не то с договором, страховкой или фото (так как часто меняются правила), то вам обязательно дадут время на исправление. Также выдадут квитанцию на оплату налогов и изготовление карточки. Позже с оплаченной квитанцией нужно будет прийти снова.
Генеральное управление по иммиграционным вопросам
Fethiye Kaymakamlığı Göç İdaresi İlçe Müdürlüğü/Генеральное управление по иммиграционным вопросам. Здесь у вас проходит рандеву и сюда же вы относите все документы.
- Номер телефона +902526140111
- Адрес: Cumhuriyet, 501. Sk., 48303 Fethiye/Muğla
- Коориднаты: 36.62266541706485, 29.113377997749115
Шаг 6. Оплата налогов
Для оплаты налогов нужно будет получить налоговый номер. Это быстро, занимает 5 мин, процесс у них отлажен уже. Получить его можно на третьем этаже.
Управление налоговой инспекции
Fethiye Vergi Dairesi Müdürlüğü/Управление налоговой инспекции. Здесь вы получаете идентификационный номер и оплачиваете налог. Оплата налогов у нас составила 700 лир на человека за 2 года
- Номер телефона +902526142304
- Адрес: Babataşı, Muammer Aksoy Blv., 48300 Fethiye/Muğla
- Координаты: 36.63433124567035, 29.12238143068488
Шаг 7. Получение карты резидента
Карточку присылают курьером по месту проживания, но если вас не окажется дома, ее не будут привозить несколько раз, а оставят на почте. Надо будет съездить за ней самим. Срок изготовления карточки от недели до нескольких месяцев, но на бумажке А4, выданной в миграционной службой уже указан ID номер, который и является номером Икамет. Вам придеёт уведомление о готовности икамета. Вот такое письмо вы получите при предьявлении паспорта в PTT
Как оказалось процесс совсем несложный, а наличие Икамет (Ikamet) дает привилегии при посещении музеев - Muzekart, музейный абонемент, снижает стоимость медицинских услуг вдвое, а также позволяет посещать очные курсы турецкого языка.