Здравствуй мой дорогой читатель
Для начала скажу где я пишу эти строки. Нахожусь я сейчас на Телецком озере в Горном Алтае. Мы разбили палатку на самом берегу этого прекрасного, закрытого со всех сторон высоченными холмами, озера. Сейчас я в палатке, так как над озером идет проливной дождь с штормовым ветром. Гром гремит, мне кажется, прямо над нашей палаткой и есть ощущение, что он никогда не прекратиться, так как идет уже 3-ий час. Причем, раскаты грома становятся все сильнее и сильнее! Об этом по подробнее в самой статье, а сейчас расскажу, как я здесь очутился.
Телецкое озеро
Сам я из Казани и до недавнего времени никуда так далеко и так на долго не ездил, но всегда мечтал об этом. Как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так и вышло со мной. У меня в жизни случился эмоциональный сдвиг. За долго до этого я выбрал для себя один путь своей жизни, но случилось так, что этот путь оказался тупиковым и я решил выбрать тот путь, о котором давно задумывался и всегда считал, что моя жизнь именно так и должна строиться – это путешествия.
Уехал куда глаза глядят
Казанский вокзал (Пассажирский)
Я собрал рюкзак и поехал в Новосибирск (туда месяц назад приехала одна моя хорошая знакомая). Ехал я туда без всякой мысли о том, куда я потом поеду, но с предположением на Алтай. Приехав в Новосибирск я сразу оформил местную симку, поел в привокзальной кафешке и тронулся к человеку, который должен был меня приютить на денек.
Это была Надя. С порога она показала редкостное гостеприимство, предложила поесть и душ. Я выбрал душ. С особой радостью я мылся после двух дней поезда. Выйдя из душа, Надя пожелала мне легкого пара и пригласила на чай. Часа два или три мы пили с ней чаи и разговаривали. Очень интересная девушка. Я оставил у нее походный рюкзак и налегке тронулся осматривать город.
Вокзал Новосибирска
Никогда не думал, что Новосибирск настолько большой город. Мне он показался больше, чем Казань (и это действительно так). Я сходил в парк «Галилео» (там много аттракционов, связанных с обманом зрения или чувства гравитации), прошелся по всему Красного проспекту (это самая главная улица в Новосибирске и самая длинная в России – 9 км). Я ходил, слушал музыку и получал кайф, от того, что я в другом городе, посетил пару кафешек, пошатался по паркам, понаблюдал за людьми.
Главный пляж Новосибирска
Ближе к вечеру ко мне присоединилась Надя и мы решили зайти в известный в Казани бар «Friends». Я передал привет от нашего местного бара «Relab», сделал коллективный снимок барменов, выпил пару коктейлей и мы с Надей поехали к ней домой. По пути купили вкуснейших блинчиков, зашли в фруктово-овощную лавку, где работает, талантливый на уговоры, молодой парень. Он так ловко и с таким острым юмором торговался и уговаривал нас взять еще чего-нибудь, что я поддался искушению.
Вид с веранды квартиры Нади
Мы пришли к ней домой, сделали молочный коктейль и решили поесть блинчики на веранде с обзором на город. Пришел ее друг Вова и тоже оказался интересным человеком. Мы разговаривали об архитектуре, искусстве, рукоделии, дизайне, любимом деле, работе. Сравнили Казань и Новосибирск. Ближе к ночи мне пришлось уехать, так как метро работает до 00.00, а мне надо было на другой конец города. Видели бы вы, как я несся с двумя рюкзаками через пару кварталов, чтобы успеть на метро. Успел!
В гостях у Марии
Вид из окна квартиры Маши
Алиша (это девушка из Казани, к которой я как раз и ехал) возвращалась с очередного похода и мы с ней встретились в квартире Маши, в которую я и поехал после Нади. Хотя они приехали только в 3 часа ночи, но я их уже ждал в квартире (мне открыла соседка). Приехало человек 7 или 8 с рюкзаками, все грязные и, кстати, в основном девушки.
Панорама комнаты у Маши
Был среди них лишь один человек мужского пола - Паша, водитель микроавтобуса, на котором они собственно и ехали. Паша - под два метра ростом, здоровый парень лет под 30, очень добрый и отзывчивый человек. Маша - хозяйка квартиры и инструктор-проводник, бесшабашная, веселая, яркая девушка с рыжими волосами и зелеными глазами.
Вперед на Каракольские озера
Каракольские озера
Два дня мы пожили у Маши и с утра 17-ого июля мы с тур-группой стартанули на Каракольские озера. Это 500-600 км от Новосибирска. Я вместе с Алишкой заделались помощниками проводника. Наша группа была очень разношерстной, возрастная амплитуда примерно от 8 лет до 55-60-и. Пройдусь по списку : Андрей с Сашей (парочка из Новосиба), примерно нашего возраста, взрослая женщина (Ирина) с 8-ми летней дочкой Викой, энергичная женщина 55-и лет, к сожалению, вылетело из головы, как ее зовут, девушка Ирина, тоже из Новосибирска, Саша из Биробиджана, проводница Женя (она из Новокузнецка), девушка, которая медленно ходила Юля и пара из Аргентины – Сальвадор и Памела (классные ребята). Вот такая вот кампания! Ну и с нами был, конечно, Паша, наш водитель и на все руки мастер.
Наш транспорт (между прочим туда вмещалось с комфортом 12 человек)
По началу мы ехали тихо, в том плане, что все молчали, кто то спал, кто то смотрел в окошко, некоторые слушали музыку. Я ехал на переднем сидении около Паши. Он мне рассказывал о дорогах, куда они ведут, об местных открывшихся и закрывшихся заводах и предприятиях. Мы разговаривали с ним об автомобилях, о работе, даже немного о политике, в общем было не скучно.
Слева направо: Алиша, Паша, Женя
По дороге останавливались в придорожных кафешках, чтобы перекусить. На этих стоянках люди из группы начинали общаться друг с другом. Примерно на пол пути мы уже все вместе бурно обсуждали местные достопримечательности, делились историями учили аргентинский язык и учили наших гостей русскому.
Аргентинцы Сальвадор и Памела
Приехали мы в деревню Чемал, это примерно в 150-и км от Горно-Алтайска на одну из турбаз. Женя, услышав, что я умею готовить плов, решила, что мы сегодня вечером будем есть плов. Я был не против, тем более хотел сам вкусно покушать. Мы по пути взяли продукты, но не смогли найти нормальную баранину. За ней пришлось поехать Паше. Тем временем у нас по плану должна была быть экскурсия на недостроенную Чемальскую ГЭС. В группе был одни проводник – Женя (второй, Никита, должен был приехать на следующий день), поэтому в этой экскурсии либо я, либо Алиша олжны были заменить второго проводника. Алиша поехала с Пашей за мясом, поэтому роль второго инструктора взял я. Моя задача была идти позади всей группы, чтобы никто не отставал, и тем более не потерялся. Скажу честно, для этой роли нужны стальные нервы, терпение и выдержка, так как у каждого члена группы разная скорость передвижения, объекты фотосессии и, что особенно важно, у некоторых отсутствие понимания целостности группы. Хотя, по большому счету, в этом нет ничего страшного. На экскурсии мы увидели знаменитый монастырь, на который можно добраться только по висячему мосту через реку Катунь, идти по которому, во-первых страшно, а во вторых – опасно.
Висячий мост через Катунь
Но виды открываются там потрясающие: горы, средь которых бурно течет полноводная Катунь, облака, которые врезаются в, покрытые хвойным лесом, холмы. Прошлись по горному хребту, выйдя на Чемальскую ГЭС, посетили местные сувенирные лавки. Мне приходилось постоянно ждать кого-то из членов нашей группы, которые останавливались купить квас, медовуху, сувениры или просто пофотографироваться.
Река «Катунь»
Прошли аттракционы, которые были сплошь усеяны на территории ГЭС, и после них наша экскурсия подошла к концу. Нас ждали Паша с Алишей, уже с купленным мясом и ингредиентами для плова. Приехав на базу, я сразу начал готовить плов. Мне вызвался помочь Андрей. Пока он разжигал костер, я отдавал приказы, что нужно покрошить (и как это надо сделать), разделывал мясо и готовил казан к обжарке лука.
Рецепт приготовления узбекского плова
Узбекский плов
Кстати могу рассказать подробно, как готовить плов. Сначала я налил в казан где-то 1\4 бутылки рафинированного подсолнечного масла и закинул туда одну целую луковицу, чтобы она впитала в себя все вредные вещества из масла. Луковица кипела в масле примерно 10-15 минут. Выбросив луковицу, я высыпал миску, уже нарезанного девчонками, лука. Сразу высыпал точно такое же количество моркови, нарезанную продолговатыми кусочками, размером с колпачок от ручки. Лук с морковью обжаривались около 15-и минут до золотистой корочки. Следом я выложил кусочки мяса и кость для обжарки. Помешивая всю эту массу, добавил зиру, барбарис, красный перец. К сожалению, в чистом виде этих приправ у меня не было, поэтому пришлось использовать готовую приправу для плова (а вообще из приправ нужно: 2 красных перца целиком, ладонь зиры, ладонь барбариса и соль по вкусу). После 20-и минут томления всей этой массы, я долил воды, чтобы образовался полноценный зиврак, который должен еще томиться на медленном огне 30-40 минут, потом равномерно по всей площади казана высыпается пропаренный длиннозерный рис, доливается необходимое количество воды (2 см сверху риса), накрывается крышкой и вариться 40 минут.
Мы готовили плов очень весело. Паша съездил за пивом. Ближе к сумеркам, тот, кто сидел в доме, постепенно выходили к костру и на запах плова. К полной темноте вокруг костра собралась вся наша группа. Мы дружно играли в игру «Я беру с собой в поход…». Через 2 часа после начала готовки плова все (кстати очень голодные) сели есть. Плов получился неплохим и меня даже похвалили . Женя обгладывала кость, а местная собака (лайка по породе) громко выла на протяжении всего времени, пока мы ели. Я решил, что она завидует Жене. Не переживайте, собаке потом тоже досталось.
Время уже было около часа и после трапезы свежий воздух и усталость сделали свое дело – все отправились спать, в том числе и я.
Подъем на хребет Багаташ
Подъем на хребет «Багаташ»
С утра мы в спешке поели и за нами приехала Шишига (Газ-66). По плану у нас был двухдневный поход на сами Каракольские озера. Кстати с утра приехал второй проводник - Никита, со своей женой Наташей (как я потом узнал – это Пашина сестра), сыном Добрыней (Добрыня Никитичь) и братом Димой. Мы с Алишей поехали отдельно от всей группы, поймав уазик, который шел на Каракольские. В УАЗике сидела небольшая группа туристов. Заплатив по 600 руб. с человека, мы отправились в экстремальный подъем по непроходимой дороге, протяженностью 100 км. Ехали около двух часов, успев застать нашу группу, которая отправлялась дальше вверх, но уже на конях. Мы же с Алишей пошли в гору по другой дороге пешком (7 или 9 км подъема).
Подъем на Каракаольские озера
Это расстояние мы преодолели за 3-3.5 часа, выйдя на безумно красивое место, где открывается вид на седьмое Каракольское озеро и хребет Багаташ.
Первое Каракольское озеро
Немного поплутав по турбазе, мы нашли нашу группу в уютном домике. Они уже благополучно поднялись, обустроились и даже сварили обед.
Чуть погодя Никита повел группу посмотреть озера, а мы с Женей и Алишей остались стеречь домик и готовить ужин, перед этим немного вздремнув.
Когда группа пришла, ужин уже был сварен. Я правда только проснулся и не участвовал в приготовлении еды )). Поев и посидев немного у костра, все легли спать. Мы спали втроем на двухместной кровати с Алишей и Женей. Переворачиваться нам приходилось синхронно. В эту ночь я долго не мог уснуть, ворочался, на миг засыпая. Просыпался от резкого сна, выходил покурить, смотрел на звезды. Так что с утра я вставал очень тяжело.
Позавтракав, мы отправились покорять хребет Багаташ. Скажу, что подъем был достаточно легок, но я видел, что для некоторых он оказался тяжеловат. Когда мы дошли до той точки, где снег не тает, я понял, что горы – это мое и я хочу покорять вершины. Вид открывался от-туда просто обалденный. Видны были холмы и горы за несколько десятков километров.
На вершине хребта «Багаташ»
Там на вершине мы посетили «Город желаний» или «Город камней» - это сотни пирамидок, выложенных туристами из камня различной формы. Их там столько, что действительно кажется, что это город, только не человеческий, а каменный.
Здесь группа разделилась на тех, кто поднимается дальше, на сам хребет Багаташ, и кто спускается обратно на базу. Мы распрощались с нашими Аргентинскими друзьями, так как у них поезд на следующий день, а им еще нужно спуститься в Чемал. Фотосессии, прощания, обнимашки :)), после чего мы тронулись на верх. Пройдя 2-3 километра, нам открылся вид почти на все Каракольские озера, которые стелятся по всей долине. Такого я еще нигде не видел, даже на фотографиях. Безумно красиво.
Вид с вершины хребта «Багаташ»
Пройдя еще 3-4 километра, Никита решил спускаться. Мы еще не догадывались, что спуск у нас будет настолько крутым, что многие из группы его запомнят на всю оставшуюся жизнь. Спуск представлял из себя угол 45-60%, каменные волуны и щебенка под ногами. Почти все спускались ползком, кто то сидя, а кто-то и лежа. Камни летели из под ног вниз, угрожая тем, кто шел ниже. Спуск всей группы составил около трех часов. Я спустился первый, следом Дима и Андрей с Сашей. Последние приняли решение идти в лагерь, а я остался ждать группу. Больше всего меня удивила наша пожилая мадам, которая без больших усилий преодолела этот крутой и опасный спуск. Держалась она молодцом во всем: и на спуске и в пешей дороге и в подъем. Не уступала никому, и даже наоборот – всегда шла впереди группы. Делаем уроки :))
Спуск
Придя в лагерь нас ждал изумительный борщ, который приготовила Наташа. Возможно борщ был в прошлый день, а на этот ужин у нас были макароны с соусом, я уже не помню, но сам факт, что борщ был, и он был восхитителен – я вам передал
На следующий день у нас была еще одна вылазка с просмотром панорамы, которая была по ту сторону Багаташа. На вершине мы видели перепела и его птенца, я видел лисицу и ее нору, возле которой были разбросаны остатки обглоданных мелких костей.
В 15.00 мы тронулись со всеми вещами в обратный путь к турбазе в Чемале. Это был спуск по той же тропе, по которой мы с Алишкой поднимались. Спуск занял около двух часов. По приходу на поляну, где нас ждал ЗИЛ, мы налопались пирожков и напились травяного чаю, пока ждали Никиту с Наташей и Добрыней (они спускались медленно по причине, того, что Добрыне всего 2 года).
Когда наш ЗИЛ-ок тронулся и пересек одну речку, мы с Алишей поняли, что он намного мягче идет по такому бездорожью, чем УАЗ-ик. Минут 20-30 мне даже удалось поспать. Приехав на базу, группа была настроена на шашлык и пиво. Мы с Пашей, Алишей, Андреем и Сашей поехали за мясом, пивом, арбузом и овощами.
Поездка за шашлыком и арбузом
Через час-полтора мы уже сидели за столом, ели мясо, запивали его пивом и мартини и лопали арбуз. Кстати у Ирины в этот день был день рождения.
От усталости после трех дней походов все вырубились, как младенцы. На утро встал вопрос о посещении пещеры, которая была рядом с Чемалом. Дело в том, что у Саши из Биробиджана в 11 вечера должна быть регистрация на самолет и если бы мы посетили пещеры, которые открываются в 10.00, то Саша рисковала опоздать на самолет. Было решено пещеры не посещать. Дорога обратно в Новосибирск показалось гораздо короче. Уже к вечеру мы стояли в пробке между Бердском и Новосибом. Эта пробка там норма, утром в сторону Бердска, а вечером в сторону Новосибирска. По пути до станции метро Речной Вокзал (это место от куда мы стартовали и куда должны были приехать). Андрей, Саша и Ирина слезли. Им не было смысла ехать до Речного. На Речном мы проводили оставшуюся группу до маршруток и поехали отвозить Сашу в аэропорт. По пути заехали в банкомат (Саше надо было снять денег), затем Паша нас оставил у ближайшей станции метро и мы с Алишей тронулись к Маше. Незадолго до этого я позвонил Маше и напросился на пару дней ночевки, Маша была не против. Так мы провели два с половиной дня у Маши. Рассказывать, что там было я не буду, слишком все запутанно и непонятно вышло. Скажу только то, что я старался эти два дня посвятить работе, так как дел накопилось куча. Еще я съездил в «Сплав» (это магазин туристического снаряжения) закупиться пенкой, котелками, чехлом и парой шмоток.
В гостях у Маши
Наступил день «Х», когда нам надо было выдвигаться к Паше в поселок под названием «Ярки» (это 100 км от Новосибирска), а потом 2 или 3 недели бродить по Алтаю. Мы собрали рюкзаки, тепло попрощались с Машей цивилизацией и выдвинулись в путь. Собирались мы очень долго и и на трассе были только в шесть вечера. Благо успели поймать последний автобус, который шел до Горно-Алтайска (нам надо было до Черепаново, Ярки находятся в 5 километрах от этого города). Через пару часов мы уже были на Черепановском посту, где нас ждал, уже родной, Паша. С шашлыками (с тремя видами маринада) и двумя бочонками пива. У него в деревне очень хорошо: спокойно, уютно, тепло. Объевшись мяса и изрядно напившись пива мы вдарились в разговоры. В общем посидели здорово, а я еще и в баню успел сходить.
С утра болела голова Сильно болела! Мутило то ли с мяса, то ли с пива, то ли с бани. Весь этот день я был никакой. После полудня Паша нас отвез обратно на Черепановский пост, чтобы поймать любой автобус до Горно-Алтайска.
Аааааа!!! Совсем вам забыл сказать о наших планах. А план был таков! Сначала мы едем изучать Телецкое озеро, потом на гору Актру (Актуру на местном), а потом на международный фестиваль каякеров «Король Азии 2013» недалеко от поселка «Чибит», а потом может и на Белуху. Первоначально мы планировали передвигаться автобусами и делать пешие вылазки, но как только нам предложили два парня присоединиться к ним до Бийска, мы поняли, что будем передвигаться автостопом. Это оказалось куда веселее, чем я думал.
Итак!! Путешествие начинается. Автостоп
Парни были родом с Алтая, служили на контрактной службе в армии. Такие настоящие деревенские парни. Мы держали скорость около 140-а км\час и до Бийска доехали достаточно быстро. По пути одному из парней надо было заехать в деревню, что бы что-то оставить или забрать. Они нас оставили в километре от дороги, уходящую на Бийск, так как им надо было в Барнаул. Состояние было паршивое, но надо было двигаться вперед. Мы взвалили на себя рюкзаки, и пошли на дорогу на Бийск. Прошло не так уж и много времени, как нас взял на борт водитель Камаза. Мужик был простой, деревенский с длинными морщинами вокруг глаз. Он нам рассказывал про местные достопримечательности, про жизнь простых людей в этом районе.
Мы вылезли на стоянке в 50-и километрах до Бийска. Это был, так сказать, «оазис» для дальнобойщиков, где была заправка, кафе и несколько фур. Подкрепившись в кафе супчиком и чебуреками, пошли ловить следующую попутку. Изначально надеялись на, стоящие возле кафе, фуры, но они не изъявили желания подбросить нас или им надо было в другую сторону. Стояли мы минут 15, как к нам подъехала легковая иномарка, от куда показался парень в очках и сказал, что могут добросить до Бийска. Водитель гнал под 160-170, обгоняя одну машину за другой. Ребята были примерно нашего возраста, и им было интересно познакомиться с автостопщиками. Они ехали искупаться на карьер, который был после Бийска. Мы очень быстро проехали эти 50 километров и слезли на остановке, проехав весь город. Мы закупились крупами, тушенкой и сладостями в дорогу в одном из самых популярных магазинов алтайского края и вообще всей Сибири «Мария Ра». Было здорово ощущать, что мы проехали уже больше четырехсот километров. Дальше я буду писать менее подробно, останавливаясь только на водителе и месте посадки и вылазки.
Четвертым попутчиком был водитель, который ехал на Камазе в Майму (это большой поселок возле Горно-Алтайска). Слезли мы перед Горно-алтайском. Дальше нам попалась добрая парочка на восьмерке, которые жили в этом городе. Они нас провезли через весь Горно-алтайск и оставили за городом. Мы решили ставить палатку, так как было уже достаточно поздно.
Забыли взять воду. Это меня немного расстроило, так как я понимал, что и вечер и следующее утро будут без горячей еды и кофе или чая. Палатку ставили уже в темноте. По уму, надо было просто лечь спать и с утра думать где взять воды, но так хотелось кушать и выпить горячего чая, что я решил останавливать каждую проходящую машину и спрашивать у них воду. У двух первых машин воды не оказалось. Мы с Алишкой решили поменяться, чтобы я пока делал костер. Я еще не начал разжигать, как Алишке остановила машина, водитель которой предложил нам проехать с ними дальше, поближе к воде. Мы быстро собрались, покидали рюкзаки и палатку в багажник и поехали. Вместе с Виктором Корлевым (это имя водителя) ехал очень разговорчивый мужичок, и, оказалось, что он тоже автостопщик. Виктор Королев был гаишником. Он нас довез до поляны с протекающей рядом речкой.
Стоянка
Автостопщика не помню как звали, но он рассказал нам, что родом из Казахстана и скитается по стране уже около двух лет в поисках человека, который ему поможет. У него была проблема, связанная со сглазом или порчей. Во время разжигания костра, кипячения воды и готовки супа он много чего рассказал о своей жизни. Я был уверен, что такие люди существуют на нашей земле, но в оочую убедился в этом только в этот вечер. Мы поели вкусный супчик из гречки, лука, тушенки и приправ, который я приготовил и даже попили кофе со сгущенкой. С тура (а точнее в 12 или час дня) мы разделились, чтобы было больше шансов поймать машину, но через некоторое время оказались опять в одной машине. Машина – Нива, а водитель – Лойко Иван Васильевич с непростой судьбой.
Лойко Иван Васильевич
Он родом с Украины, отправился в 70-ых работать в Находку, где у него украли все вещи и документы. Так он и остался жить на Алтае в деревне Чоя. Сейчас занимается строительством печей для частных домов. Очень веселый, добрый мужичок. Довез он нас до своей деревни, от куда до Телецкого озера оставалась чуть меньше 150-и километров. На остановке мы встретили еще одного, а точнее одну, автостопщицу, которая также ехала на Телецкое. Встретили мы ее в машине у коренного алтайца, который остановился, чтобы подбросить нас.
Молодой парень лет 25-и, хореограф по образованию, довез нас до развилки Турочак-Артыбаш. Нам надо было в Артыбаш, ему в Турачак. Первая попутка забрала девушку, мы встали чуть поодаль близ лежащей остановки, но перед этим я заглянул в ряды сувенирных лавок и купил там нож. Дерьмовый, конечно, если честно, но хотелось что то взять с этих мест. Я увидел нож.
Мы простояли полчаса, никто нас не хотел забирать. Начал крапать дождь и мы решили потихоньку пойти. Дождь усиливался, что добавляло нам шансы быть взятыми в какую-либо машину. Так и случилось. Достаточно немолодая семья (муж и жена) ехали посмотреть на Телецкое. Мы все вместе уже в Артыбаше дивились красотам Телецкого озера.
Палаточный лагерь на Телецком озере
Они остановились в палаточном городке, а мы двинули дальше и нашли потрясающее место прямо на берегу озера, где уже кто-то выстрогал скамейку, стул и пару табуреток. Тут мы остались почти на три дня. Это были потрясающие три дня. Мы увидели дикую смену погоды, от полного штиля и палящего солнца, до громыхающего неба и проливного, как из ведра, дождя. Там потрясающая спокойная энергетика, да и само место, как стоянка, нам очень понравилось.
Телецкое озеро
Когда только заезжали в Артыбаш, мы остановились у местного магазина, я там взял блокнот, чтобы записывать все, что с нами происходит. Этим вечером я как раз и начал писать эту статью. Каждую ночь лил проливной, даже немного пугающий, дождь, но он нам не мешал, а даже наоборот, добавлял изюминки. Палатка у нас была крепкой, поэтому от дождя мы не страдали.
Наше пристанище
На второй день мы начали думать, как нам добраться до поселка Акташ, он был южнее, километрах в двухсот, а может трехсот. А после – на Чуйскую поляну на фестиваль каякеров. Самый короткий путь был такой: перебраться через Телецкое озеро на южный берег (80 км), там до Улагана, а от Улагана до Акташа. Но был один неприятный момент. Во первых не понятно как перебраться через озеро, а потом, мы видели на карте, что дороги от южного берега до Улагана попросту нет. То есть ни о какой асфальтированной дороге речь идти не может, а тем более регулярных попуток. А речь шла о ста километрах. Мы решили не рисковать и поехать через Горно-алтайск по Чуйскому тракту М-52.
На Телецком озере мы познакомились с некоторыми туристами, взяли визитки лодочников и турбаз. К нам в гости заходили замечательная пара мамы с дочкой из Питера и автостопщик из Екатеринбурга. Мы даже сделали общее фото
Гости из Питера и Екатеринбурга
27-ого числа мы тронулись в длинный путь. Сначала мы дошли до Артыбаша. Время уже было ближе к вечеру, и по традиции начинал крапать дождь. Он моментально превратился в ливень, и нам пришлось переждать его в магазинчике. Случился еще один интересный момент. Когда мы находились в магазине, каким то образом (скорее всего ветром) рухнуло дерево на столб линии электропередачи, и отключил всю правую сторону поселка Артыбаш. При чем, дерево упало прямо на дорогу и где то с полчаса машины не могли ни выехать, ни заехать. Когда дождь утих, мы пошли потихоньку к выезду из города. Остановившись у автобусной остановки и прождав достаточное количество времени, остановился старенький рено меган. Нам попалась очаровательная семья: Муж – Паша, жена – Вера и их сын Даниил. В дороге было не скучно, нам много всего рассказывали и даже иногда всЕ одновременно . Мы смеялись, обсуждали многие вопросы. Возле села Майма мы слезли, обменялись контактами, сфотографировались и пошли через весь поселок в сторону Монголии. Предстояла длинная дорога до Акташа.
Ночной стоп
Была уже ночь, но мы шли по поселку в очень хорошем настроении. По середине поселка нас остановил казах на семерке и спросил, где он может остановиться на ночлег. Мы ему сказали, что не местные и едем в сторону Монголии и он решал нас подвезти до выезда из поселка, заодно поискав гостиницу или мотель. Не очень долго простояв на трассе, нас взял мужичок – дорожник, который ехал на дежурство в деревню Камлак. По дороге нам пришлось пару раз останавливаться, чтобы надуть колесо. В третий раз мы остановились всего в 300-а метрах от Камлака, чтобы поставить новое колесо так как оно уже сдувало через каждые 100 метров. Мужик нас провез через всю деревню и оставил на берегу какой то реки. В последствии мы узнали, что это река Сема.
Стоянка у реки Сема
Мы не стали разводить костер, так как было уже поздно. Обошлись консервой с сардиной и хлебом. С утра костер не получилось разжечь из за ночного дождя, который и с утра продолжал моросить. Часам к двенадцати-часу мы собрались и пошли пешком до следующего села по чуйскому тракту под названием Черга в надежде на местную столовую или кафе. Но ничего такого в этом селе не оказалось, ни магазинов, ни кафе, вообще ничего. Какое-то несчастливое село нам попалось, да и попутку здесь мы прождали больше полуторачасов. Остановил алтаец, причем остановил не нам, а чтобы поздороваться со знакомым. Был он на микроавтобусе, ехал в Шебалино.
Нормальная Еда!!!
Как мы обрадовались местной столовой, когда приехали на место. Поели солянку, пюре с котлетой и добили все сладкими булочками с компотом. Жутко объевшись, пошагали к Чуйскому тракту. Не успели мы подойти к остановке, которая стояла как раз на чуйском тракте, как нам остановили два коренных алтайца.
Коренные алтайцы (почему их трое, сам понять не могу, а точнее вспомнить)
Ехали они в Улаган. Мы обрадовались, так как дорога на Улаган пролегает через Акташ, куда нам и надо. Ехали мы часа четыре, через потрясающе красивые места.
Семинский перевал
Проехали Семинский перевал, кучу деревень, перевал Чике-Таман, где дух захватывает и в ушах закладывает при подъеме и спуске.
Дорога на Акташ
В этой части дорога пролегает средь горных хребтов. В некоторых местах видны снежные вершины. В общем красота неописуемая!!! Слезли мы за Акташом, чтобы поставить палатку подальше от деревни.
Очередная наша стоянка и Алишка, лопающая землянику
Довольные, что за день проехали больше 500 километров, наевшись каши с тушенкой и попив кофе, легли спать. С утра, собрав палатку, вещи, и немного местной земляники, пошли мимо всей деревни в кафе «Радуга» (Алиша тут уже была до меня) и опять налопались, как в той столовой в Шебалино. Акташ считается достаточно крупным поселком и благо тут был хоть какой то банкомат, так как у нас уже заканчивались деньги. Посреди села стоял-красовался сбербанковский банкомат. Здесь мы купили сигарет, еще немного круп и консерв и двинулись дальше в сторону Монголии, а точнее в село Курай, а еще точнее на гору Актру. Мы не больно уже куда спешили и поэтому не автостопили, а шли по дороге, дурачились, фоткались и рассказывали друг другу разные истории из своей жизни.
Вдруг мимо нас промчался грузовик «Почта России» и из него высыпалось, при чем прямо возле нас, огромное количество писем. Мы неожидали такого поворота событий, но, быстро среагировав, начали ловить эти письма, стремительно разлетавшихся по округе. В следующие несколько дней они служили нам растопкой для костра. Через некоторое время пошел дождь и мы принялись тормозить машины. Кстати, интересный момент: дождь шел только над нами в радиусе 2-3 километров. На остальной части видимого нам небосвода не было ни тучки. Туча была только над нами.
Следующими нашими попутчиками были мужчина в возрасте и молодой парень, оба алтайцы. Они ехали на ниве в Кош-Агач за коровой. Им даже пришлось убрать для этого заднее сиденье. Оказалось, что парень работает проводником на конных походах на Шавлинские озера. Обменялись контактами. Приближаясь к Актру, хребты становились все выше и выше. Ближе к Кураю мы уже видели сплошником снежные вершины. Я был в восторге, когда за горизонтом показалась самая высокая точка Северо-Чуйского хребта – Актру (или Актуру по местному). Ее сияющая вершина как раз открылась к нашему приезду от облаков и манила так сильно, что у меня даже начали появляться мысли сделать восхождение без специального снаряжения, что было бы с моей стороны очень глупо.
гора «Актру» (Актуру по местному)
В Курае первым делом мы заметили, как вы думаете кого? Верблюда! Настоящего двугорбого верблюда. Здесь мы устроили фотосессию: Верблюд, Актру и мы.
Верблюд и Актру на заднем плане
Вдруг я услышал, что нас кто то окликнул. Неподалеку от нас стоял микроавтобус, а в нем сидел мужчина лет пятидесяти славянской внешности и алтаец примерно такого же возраста. Он окликнул нас, чтобы спросить не тяжело ли нам с такими большими рюкзаками, но я потом понял, что это был просто предлог, чтобы заговорить с нами. Мужчина располагал к общению, он сразу начал нам описывать местные красоты и рассказывать об Алтае в целом. Тогда мы и не знали, с кем разговариваем. А разговаривали мы с известным в России художником Александром Рахмановым. Он не только живописец, но еще и поэт. Он прочитал нам с десяток своих стихов. Стихи потрясающие. Приехал он на Алтай писать Актру, но она никак не показывалась из-за облаков на целый день.
Художник Александр Рахманов
Здесь также, как и на всем Алтае, лили дожди. Мы проговорили около часа, потом художник с алтайцем уехали, а мы пошли пить чай с лепешками в аил (аил – это юрта по алтайски), который стоял на въезде в деревню Курай.
Аил (юрта)
Темнело и мы решали, где будем ставиться. Решили отойти подальше от села и разместились возле небольшого пригорка, чтобы не так сильно дул ветер. Здесь был очень интересный ландшафт. Со всех сторон стояли огромные вершины, но там, где располагалось село Курай и там, где мы поставили свою палатку было, абсолютно ровное плато. Деревьев по близости не было, но я нашел достаточное количество сухих досок, чтобы разжечь костер и приготовить рассольник. Традиционные кофе со сгущенкой и сигарета не остались без внимания. Спать было достаточно страшновато, так как мы стояли в открытом поле, а со стороны деревни доносилось лаянье собак. Неожиданно мне вспомнился разговор с одним из наших попутчиков про то, что здесь водятся волки и зачастую они в наглую шарят возле деревень. Стало действительно страшно, но силой воли я отбросил все эти мысли и уснул.
Стоянка возле села «Курай»
Проснулись мы от мычания коров. Когда я открыл палатку, перед глазами представилась следующая картина: около ста коров направлялись в сторону нашей палатки. А еще я заметил большое количество сусликов, которые время от времени поглядывали на нас из своих норок.
Корова возле нашей палатки
Сфотографировав местные достопримечательности в виде утренней Актру, коров, сусликов и горных видов мы тронулись в путь, обратно в Акташ, а точнее в деревню Чибит на фестиваль «Король Азии 2013». Перед тем как поехать, мы забежали в аил, чтобы попить чая с лепешками.
Выйдя на трассу, нам остановила машина с мамой и сыном. Сын отвозил маму в Акташ. Нам было по пути. Мама, женщина лет 60-и рассказала нам о том, что в Курае достаточно опасно для туристов, так как там участились случаи рэкетирства со стороны местных жителей. Мы поговорили о местной промышленности, а точнее о том, что после развала советского союза ее просто не стало.
В Акташе мы снова перекусили и пошли пешком до Чибита. Была прекрасная погода, я надел наушники и включил музыку. Это были потрясающие 5-6 километров. Алиша по дороге поранилась, но рана была не серьезной. Пройдя Чибит, мы свернули налево. По какому-то внутреннему чутью я шел всегда правильно, но чтобы не сбиться с пути мы шли не до самой Чибитской поляны, а на турбазу «Кочевник». Когда мы двигались в правильном направлении к поляне, остановленный Алишей Уазик показал нам, что кочевник находиться немного дальше. Пройдя деревню мы столкнулись с неожиданной проблемой. Нам надо было вброт перейти реку Чибитку. А это горная река. Ну может быть не река, а речка, но течение у нее бешеное. Причем надо было пройти аж сразу два русла, только в том месте, где русло раздваивалось, можно было пройти к базе. Первое русло мы прошли, державшись за якобы «мост», который представлял из себя доску, шириной 20 сантиметров. Вода была по пояс. Второе русло было поменьше, но сложность была в том, что там не было ничего, за что можно было бы держаться. Только через полчаса я решился переходить эту реку с рюкзаком на спине. Мы так радовались, когда перешли Чибитку, будто покорили Эверест или прыгнули с парашютом.
На «Кочевнике» Алиша познакомила меня со Славой, инструктором по рафтингу. Он нам показал последние записи с рафтинга с переворотами и следом предложил поплыть с ним уже через час. Я долго колебался, так как не умею плавать и, насмотревшись этих видеороликов, где почти каждая «бочка» (порог на реке) заканчивалась переворотом рафта.
Рафтинг по реке Чуя
Но через час я уже сидел в Уазике и мы ехали сплавляться на рафте на участок четвертой категории сложности. Слава провел небольшой инструктаж, мы надели каски и поплыли. Когда я думал, что самые страшные пороги закончились, Слава сказал: А пороги еще не начинались! Мне стало не по себе ;)) Началось самое веселое, одна «бочка» за другой, но слава богу мы проходили их великолепно, прорезая одну за другой. От страха или от напряжения, каждый свой взмах веслом я комментировал рычанием и ором. Думаю, некоторых это раздражало, но в целом это придавало драматизма нашей поездке. Ощущения, конечно, великолепные! Столько адреналина я давно не получал. Я обязательно повторю это, если мне еще представиться возможность.
На базу мы приехали усталые, мокрые, но довольные собой. Слава нас угостил вкусным вторым блюдом. Мы думали разбиваться здесь на Кочевнике, но Слава сказал, что тут ребята сейчас моются в бане и потом поедут на поляну и мы решили поехать с ними. Подъезжая к Чибитской поляне, мы увидели большое количество палаток и костров.
Часть Чибитской поляны
Это был настоящий палаточный городок. Где то люди танцевали, где то пели песни под гитару. В общем атмосфера была здоровской. В темноте мы поставили палатку и решили с утра разбираться с костром, едой и прочим. Тут мы пробыли 3 или 4 дня, я даже если честно сбился со счета.
Наша палатка
В первый день мы осматривались и больно ни с кем не контактировали, на второй день мы попросились к парочке из Екатеринбурга в машину, чтобы поехать на порог Бегемот на второй день соревнований. Туда поехал, похоже, весь палаточный городок.
Весь день шли соревнования и под конец дня сформировались финалисты в мужской сетке, которые будут бороться за первое место уже на следующий день.
Стартовый мостик
Вечером к нам приехал Паша, мы пили пиво и общались с народом. На следующий день до часов трех-четырех было спокойно, потому что на пороге Малыш (порог с шестой категорией сложности) проходил финал.
Каякеры-конкурсанты
Как он закончился, началось награждение и все дело близилось к свадьбе, которую организатор сего мероприятия запланировал на этот день. Свадьба получилась потрясающей, в стиле каякеров. После официальных обычаев, типа выкупа, кидания риса, венчания и так далее все уселись за стол. В свадьбе принимали участие все, кто был на чибитской поляне, и участники и зрители. Какая пьянка началась, вы даже себе представить не можете.
Свадьба. Слева в кепке - Я, справа в кепке - американец
Народ все пил и пил, причем не было таких, которые не пили. Было много танцев, водки, шампанского, вина, плова, закуски. Все радовались и праздновали свадьбу. Особенно меня порадовали американцы, которые бухали хлеще нас.
Фургон американцев (клевые ребята)
Когда уже стемнело, открылся бар. Барменом мог быть любой. Наливали все, что угодно, а под конец один из американских друзей наливал сок, но думал, что наливает водку. Я чувствовал, что несколько раз уходил из своего сознания, но помню, вроде бы все, что надо было запомнить. Было и фаершое, где двое из ребят опалили себе лицо, причем достаточно серьезно. Эта пьянка продолжалась до утра. Честно не помню, во сколько и где я уснул, но проснулся я в палатке без всякого похмелья. Вот, что творит свежий воздух.
Последний день был спокойным, все отходили от вчерашней гулянки. Вечером мы сидели небольшим кругом, ели потрясающий суп и рагу, которые приготовила замечательная девушка Маша (ну ей там еще кто-то помогал, но в основном готовила она) и пели песни под гитару. Ну я не пел, я просто слушал, но мне было очень хорошо. Сидели мы до поздна, а потом просто легли спать.
Когда проснулись, нам надо было уже решать как, во сколько и куда ехать. Определенно надо было в Новосибирск, но перед этим в Черепаново к Паше, забрать рюкзак с ноутом и Алишин чемодан. На все про все у нас было 2 дня, так как билет у меня на седьмое число, а было уже пятое. Нас добросили до Акташа, там мы поели и начали стопить.
Где-то в районе Акташа
Нам долго никто не останавливал, а если останавливали, то требовали денег (а я даже из принципа не хотел этого, так как на Алтае атмосфера совершенно другая). Наконец нам остановили двое алтайцев с девушкой на заднем сиденье. Они спросили, куда нам надо и сколько денег даем. Мы сказали, что едем автостопом и денег не платим. Расплачиваемся историями и байками, ну и красивыми глазами :)) Он немного подумав, согласился нас подвезти до какого-то села, я даже сейчас не помню, как оно называлось. Гнал он под 150. Это учитывая небольшие перевалы, постоянно виляющую дорогу и крутые подъемы и спуски. Они нас оставили в селе Иня. От туда нас забрал микроавтобус с двумя парнями из Новосибирска. Они были не больно общительные, но довезли нас до верхушки перевала Чике-Таман.
Перевал Чике-Таман
Там мы полюбовались видами, съели блинчики и чебуреки, попили травяного чая. Я включил телефон и попробовал поймать интернет, так как это была почти верхушка горы. Именно тут я узнал, что у моего друга Димы родился сын Илюша. С очень хорошим настроением мы начали ловить следующую машину, и на нашу удачу нам попался водитель, который отвез тур-группу в район Чибита и возвращался обратно в Бийск. Это была неслыханная удача, так как мы уже знали, что проедем за этот день очень большое расстояние. Так как от Бийска рукой подать до Новосибирска. Ехали мы больше пяти часов. Мы успели поспать, и хорошо что мы это сделали, так как ночь ожидала быть бессонной. До Бийска мы доехали уже поздней ночью. Палатку там нигде не поставишь и нам пришлось идти вперед в поисках гостиницы, кафе или следующей попутки. Кафе и гостиницу мы не нашли, а вот попутчик нам попался.
Трасса М-52. 4 утра
А скорее это мы попались, так как водитель потом нам рассказал, что не любит ездить один и на всем пути от Горно-алтайска искал взглядом попутчик, в надежде встретить автостопщиков, чтобы в дороге было не скучно. Он ехал в Новосибирск, но нам нужно было в Черепаново (100 км от Новосиба) к Паше за вещами.
Почти не плутая, мы нашли Пашин дом. Было уже утро. Нас встретила его мама и сразу предложила чай, поесть и баню. Мы немного поспали, собрали все вещи, попрощались с хозяевами и тронули в Новосибирск. До поезда оставалось чуть более 20 часов. По приезду на вокзал мы узнали, что есть поезд через 5 часов на Казань, купили Алишке билет на него. Я пожалел, что взял билет заранее, но обрадовался длинной прогулке по Новосибирску. Проводив Алишку, я сдал рюкзак в камеру хранения и пошел гулять. Гулять мне оставалось в районе 10 часов. 2-3 часа я скоротал в кафе за работой.
Заполняю свой блог :)
Зашел в несколько интересных магазинчиков и тронулся на прогулку по городу. Я обошел несколько раз привокзальный район, самую длинную улицу Новосибирска, зашел в несколько кафе и баров, пофоткал музеи, памятники, строения архитектуры.
Театр оперы и балета
Центральный район Новосибирска
Вид с крыши где-то в центре
Когда до поезда оставалось часа два, я тронул ближе к вокзалу, зарядил там телефон и ноутбук, поел, погулял по вокзалу
Новосибирский вокзал
Я дождался свой поезд и через 2 дня был в Казани. Кстати, я бы с радостью остался на Алтае еще на месяц, но на 11-е августа у моих друзей была запланирована свадьба и я должен был на нее успеть.
Свадьба Ильи и Ксюши
Так закончилось мое путешествие по Алтаю. До скорых постов! Надеюсь у меня хватит терпения и усидчивости оформить полугодовой трип по Питеру :)
После такой огромной статьи предлагаю посмотреть коротенькое видео, состоящее из нарезок видеозаписей, снятых в пути.
Эрадж Шамс, 14 августа 2014 г.